Павел Комельский, или Обнорский, преподобный — основатель одного из первых на Руси общежительных монастырей – Троицкого Комельского (Павло-Обнорского), ученик преподобного Сергия Радонежского общерусский святой.


И Павел отправился в путь; сначала он пошел на север, за Волгу, в леса, а затем остановился на речке Грязовице. Здесь он выбрал себе для жительства древесное дупло. Но люди, узнав, что на речке поселился монах, стали приходить к нему за советом. Тогда Павел перешел к речке Нурме в Комельском лесу, где построил себе хижину и выкопал колодец. К тому времени преподобному было уже около 70 лет. Но он не обращал внимания на возраст и даже стал больше поститься: пять дней в неделю Павел вообще ничего не ел, а в субботу и воскресенье слегка подкреплялся хлебом и водой.

К хижине преподобного Павла спокойно и без страха подходили животные, которые даже принимали пищу из его рук. Нескончаемой вереницей потянулись к святому старцу люди; теперь он принимал их и давал советы. Скоро вокруг преподобного собралось множество учеников, которые хотели жить подле учителя. Павел благословил своих учеников и установил правила общего жития, прося каждого инока совершить подвиг по своим силам.

Молясь в одну из ночей, преподобный услышал звон церковных колоколов, и этот звон стал повторяться каждую ночь. На Пасху, опять услышав тот же завораживающий звон, Павел выглянул в окно и увидел свет. Преподобный расценил свое видение как знамение свыше и отправился в Москву к митрополиту Фотию, чтобы получить благословение на строительство церкви.

Когда же оставался один, подвижник углублялся в молитву или со славо­сло­вием на устах прилежал труду внешнему. При его престарелом возрасте братия почитали труды обременительными для него и просили, чтобы он более оставался в покое.

Преподобный же не соглашался с ними и указывал самой братии в непрес­танном труде искать врачевства от злых помыслов, искушающих монаха, предаю­щегося праздности. Речи его о борьбе с злыми помыслами молитвою и трудом исполнены были глубокой назидательности и настойчиво повторялись перед монастырской братией.

Преподобный Павел достиг глубокой старости, и тело его стало изнемогать. Бодрый духом, он терпеливо переносил болезнь свою, но уже безмолвствовал со­вер­шенно, в молитве и созерцании очищая ум свой, чистым сердцем созерцая славу Господню. В день Богоявления, перед Божественной литургией, окру­женный братией, пре­подобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия присту­пили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил: «В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен». Потом все это и подтвердилось: город действительно был взят 6 января 1429 года татарами.

Немного дней спустя, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Павел созывает к себе всю братию и обращается к нем с последним настав­лением: призы­вает во свидетели Бога, что главное его желание — не разорять введенного общежи­тия, а потом повторяет то, что говорил им неоднократно прежде: «Соблюдайте введенный устав и порядок и после отшествия моего. Церковную службу творите без лености, с благоговением и умилением. В келлиях молитесь, занимайтесь рукоделиями и чтением Божественных книг. Сохра­няйте общий мир в обители, почитая каждого брата честью выше себя. Пищу и пи­тие немятежное имейте и противословия удаляйтесь, обуздывая язык свой. Пьянственного пития, молю вас и запрещаю, никогда не имейте, дабы не прогневать Бога и не разрушить весь монастырский устав. Если пребудете в страхе Божием, Господь не лишит благ Своих место сие и ни в чем оно не будет терпеть недостатка. И сам я, если обрету дерзновение пред Богом, буду и там молиться за вас и за монастырь, да будете благоуспешны. Если бы кто нарушил устав общежития, изгоните такового: подобает нам от таковых удаляться. Если кто несправедливо терпит, надейся на милость Божию. Грешен будет, пусть молится, и простится ему». Братия стояли вокруг отходящего праведника и плакали.

Однажды прп. Павел явился судоходцам на Севернои Двине и спас их. В ХVI в. он исцелил одного пушкаря-иностранца. Явления и чудеса прп. Павла неисчислимы. К лику святых преподобныи был причислен в 1547 г., но почивает под спудом, так как в одном явлении он запретил игумену открывать его мощи.

Один из монастырских братий, служивший больным, задумал забрать всю их одежду. Украв вещи, он вышел в поле. Вдруг нога перестала слушаться его, а рука иссохла. Вскоре его нашли, привезли в монастырь, но здесь он и умер не получив исцеления.

В 1540 году игумен Протасий решил поставить над гробом преподобного Павла каменную церковь во имя преподобного Сергия чудотворца, а другую во славу преподобного Павла. Когда копали рвы, то обнаружили шестеро мощей в нетленных ризах. Вероятно, то были мощи учеников преподобного Павла.

А. С. Панов

Источник: Павел Обнорский // Выдающиеся вологжане : [биогр. очерки / редакц. коллегия: Г. В. Судаков (пред.) и др.]. — Вологда : Русь, 2005. – С. 323-327.