Как правильно поощрять ребенка

Золотые правила поощрения и наказания
Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.


НАКАЗАНИЕ

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

 1.Похвала за усилие.

Для эмоционального благополучия ребёнка очень важно создавать для ребёнка ситуацию успеха. К каким бы результатам не пришёл ребёнок – это не имеет значения, важно отметить его попытку что-то сделать, его старания. Многие же родители хвалят ребёнка только за достигнутый результат. ЭТО НЕПРАВИЛЬНО !!!

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, 
действуют по логике естественных последствий: убрал игрушки — вот 
тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения 
и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо 
работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует 
вознаграждение. Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться 
под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, 
будут этого требовать.

В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней 
работы, иначе он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное 
и будет лишен радости от хорошо выполненного дела. Он не должен 
думать, что важнее конечный результат, а не средство его достижения. 
Иначе внешнее поощрение будет важнее чувства внутреннего удовлетворения, 
получение награды — важнее радости от процесса преодоления трудностей.

Как же хвалить ребенка, чтобы он радовался не награде за выполненную 
работу, а самому процессу ее выполнения?

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!» Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности ребенка.

Наверняка возникает вопрос: как же быть с тем плохим поступком, который остался  без наказанным? Очень просто! Не нужно наказывать, нужно объяснить малышу, что его плохое поведение расстраивает маму и в другой раз она не возьмет его в магазин или не будет с ним играть.  То есть немного «напугать» ребенка. Разумеется все должно быть произнесено спокойным и твердым тоном, без намека на крики или ругань.

Дети не воспринимают крик, он вызывает у них реакцию, противоположную ожидаемой. Говорите с ребенком спокойно!

Как мы уже выяснили, деньги – это не лучший вариант. Поэтому используйте любые удобные для вас аналоги: кофейные зерна, как в примере выше, хотя это могут быть любые крупные зерна, а не только кофе, пуговички или бусины, подойдут даже магниты на холодильник. Лишь бы это было удобно считать.

И самое главное – не забывайте, что поощрение должно быть разумным. То есть ребенок должен иметь возможность за несколько дней «заработать» на какое-то крупное поощрение, иначе не будет достаточного стимула, Но и избыточное премирование вредно, поскольку малыш может отказываться от каких-то заданий, твердо зная, что потом сделает что-то другое и все равно соберет нужно количество «валюты».

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок больше приятных эмоций испытывал от процесса своей деятельности, чем от результата. Наилучшим вариантом в таких случаях будет то, если родители поручают ему особо важную работу, которую до этого они выполняли самостоятельно, но после определенных событий понимают, что и ребенок уже взрослый, самостоятельный, ответственный и способен все сделать сам, не прибегая к чьей-либо помощи. Ведь дети очень любят чувствовать себя взрослыми.

«А как поощрять? – часто спрашивают родители. – Ему ничего не нужно. Лишишь мультика – в ответ: «Ну и ладно!»

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.